Классическая ордерная система это величайшее достижение античного зодчества! Архитектурные ордера известны с древних времен в Египте, Ассирии и в странах Передней Азии. Но все- таки, в классическую систему ордера сложились и VII-V вв. до н.э в Древней Греции в храмах и общественных зданиях, которые строили из камня.
Название «ОРДЕР» произошло от латинского ordo. Это означает строй, порядок. Архитектурный ордер – особый вид композиции, развившийся из стоечно-балочной конструкции как ее своеобразная художественная переработка.
В Древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический, коринфский. Зародившися в разных частях Эллады, они получили всеместное распространение. Эти орадера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов и деталей, но и стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетания придавали индивидуальность каждому из ордеров.
Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном повторении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). Композиции и формы ордера построены на четком противопоставлении его несущих и несомых частей.
Наибольшее распространение получили дорический и ионический ордера. Характерные примеры этих ордеров можно встретить в храмах афинского Акрополя, дорический – Парфенон и Пропилей; ионический – храм Никик Аптерос, Эрехтейон. Коринфский ордер не нашел в Греции широкого применения. Впервые он встречается в интерьере храма Аполлона в Бассах (V вв до н.э).
Прямыми наследниками греческого искусства явились римляне. Римляне переняли греческую ордерную систему. Они «вписывали» свои великолепные конструкции в греческую ордерную систему, придавая ей чаще декоративное значение. Кроме греческих ордеров (дорического и ионического) в римской архитектуре встречаются новые типы: тосканский (упрощенный вариант дорического) и композитный или сложный.
Излюбленным ордером в римской архитектуре является коринфский, самый изящный и пышно декорированный. Римляне усовершенствовали пропорции этого ордера, не получившее у греков широкого развития. Классическим образцом римского коринфского ордера является храм Пантеона (II в. Н.э.)
В композитном ордере сочетаются элементы ионического и коринфского ордеров. Он является кульминацией декоративного искусства римлян. (пример, триумфальная арка Тита, I в. Н.э.).
В эпоху Возрождения (XIV-XV вв) зодчие обратились к античному наследию. Элементы ордера уже не имели непосредственного отношения к конструктивной схеме здания, а являлись лишь внешней декоративной его оболочной. В архитектуре Возрождение явно преобладали декоративные начала, которые проявились в выдающихся художественно-композиционных пластических решениях сооружений. Теоретики архитектуры Возрождения (Альберти, Серлио, Виньола, Палладио, Скамоции в Италии; Филибер де Лом во Франции; Ганс Блюм в Гермации и др.) разработали ордерную систему.
Едва ли не каждая эпоха возвращалась к античному наследию, черпая в нем то, что оказалось полезным для решения новых задач архитектуры. Ордерная система широкло применялась в белорусской архитектуре. В период барокко в отечественном зодчестве (конец 16 вв)встречаются оригинальные решения зданий, построенных с применением архитектурных ордеров и их элементов (памятники Несвижа, Гродна, Минска, Пинска идр). Начинаяс периода классицизма широка применялась классическая ордерная система, умело использованная в застройках Гомеля и других белорусских поселений.
В Минске в XX в.(в послевоенные годы) был построен ряд сооружений, в которых также использована ордерная система: административное здание по проспекту Независимости , арх.М.П.Парусников); Суворовское училище (арх.Г.В.Заборский); административное здание по ул.Коммунистической (арх.В.И.Гусев) идр.
«Живучесть» плодотворных античных традиций обусловлена прежде всего неразрывной связью архитектурного творчества и строительной индустрии.